Вязка арматуры под ленточный фундамент — основные принципы и технологические приёмы

Содержание

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Вязка арматуры под ленточный фундамент - основные принципы и технологические приёмы Распечатать

03 Июля 2018

1546

Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения.

Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента.

Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.

Подготовленный арматурный каркас

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента — бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме.

И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев.

Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности — в удачном сочетании качеств:

  • Несложен по конструктивному исполнению.
  • Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).
  • Не нуждается в применении спецтехники.

Ленточный фундамент в опалубке

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

  • Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.
  • Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).

Ошибки проектирования обязательно станут заметными

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые — на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

  • Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.
  • Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.

Расчет шага хомутов при армировании угла

  • На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.
  • Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.
  • Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.

Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

  • Материалу изготовления. Стальная арматура — классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.

Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками

  • Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

  • Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.
  • Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).
  • Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.
  • Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.

Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом

  • Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.

Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

  • Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток — цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.

Профессиональный инструмент — пистолет для вязки арматуры

  • Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки — эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).
  • Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента на видео:

Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

  • Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.
  • Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

  • Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Рабочая арматура соединяется поперечными хомутами

  • Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.
  • Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.
  • Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

О том, как правильно вязать арматуру крючком на видео:

Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

  • Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)
  • Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.

Схема армирования ленточного фундамента

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

  • От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).
  • Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.
  • Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.
  • Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.
  • Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

О тонкостях армирования на видео:

Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.

Армирование углов требует соблюдения технологии

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

  • Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.
  • Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.
  • Монтируется верхний горизонтальный пояс. Его задача — сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.
  • Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.
  • Готовится опалубка под фундамент.

Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

  • Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).
  • Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.
  • Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

Источник: https://m-strana.ru/articles/vyazka-armatury-pod-lentochnyy-fundament/

Правила вязки арматуры под ленточный фундамент

Правила вязки арматуры под ленточный фундамент

Сооружая фундамент для дома, надо учитывать все требования, предъявляемые СНиПами. Потому что от правильно проведенных строительных работ зависит качество конечного результата. Это в полной мере относится к вязке арматуры под ленточный фундамент. При кажущейся несложности процесса, требования к нему достаточно жесткие.

Хотя сама вязка не требует жесткого крепления арматуры между собой, потому что важная составляющая металлической конструкции – это удерживание объемности и возможности балансировать при заливке и застывании бетонной смеси. То есть, без изменения размеров и формы каркас принимает идеальное положение под воздействием нагрузок, действующих на него со стороны бетона.

Виды арматуры

Сегодня в строительстве для заливки ленточного фундамента используют обычную стальную арматуру и новую – композитную. Оба вида применяются для сооружения конструкций каркасов, но вопрос, какая лучше, сегодня один из актуальных. Итак, давайте разберемся, какую арматуру надо выбирать для заливки ленточного фундамента.

Металлическая арматура

 В этой категории материала три вида: холоднодеформированная, термомеханическая и горячекатаная.

Не будет влезать в дебри технологий производства каждого вида, просто обозначим, что для создания высокой прочности фундамента применяется горячекатаный вид класса АIII.

Это арматура с рифленой поверхностью, которую укладывают в продольном направлении. Именно она несет на себе все основные нагрузки (на растяжение и на изгиб), которые действуют на фундамент дома.

 Есть в конструкции армирующего каркаса и еще два элемента: вертикально установленные стержни и поперечные.

Первые вместе с продольными составляют основу каркасных решеток, вторые отвечают за соединение нескольких армирующих сеток между собой. Поэтому для этих двух групп можно использовать арматуру и классом ниже, и диаметром меньше.

К примеру, для вертикальных элементов используются прутки класса АII (тоже с рифленой поверхностью), для поперечин класса АI (гладкие).

Что касается диаметра, то в частном домостроении используется арматура диаметром в пределах 8 — 18 мм.

Такой же размер характерен и для вертикальных стержней, а вот поперечины могут изготавливаться из арматуры 6 — 8 мм или проволоки (катанки) диаметром 6 мм.

Наиболее популярный вид для поперечин – катанка. Добавим, что выбираемый диаметр поперечных элементов зависит от высоты собираемого каркаса.

  • Если этот показатель не превышает 80 см, то каркас обвязывается катанкой 6 мм.
  • Если выше данного значения, тогда 8 мм.

Обвязка арматуры стального типа производится специальной проволокой. Она мягкая и при частых циклах сгибания не рвется.

Стеклопластиковая

  Пластиковую арматуру нередко называют композитной, потому что состоит она из нескольких разных материалов. Основа у них, конечно, пластик, а вот наполнители могут быть разными: базальт, стекло и углерод. Самыми популярными среди них – это стеклопластиковая арматура. У нее отличные технические и эксплуатационные характеристики, но цена намного ниже, чем у остальных видов.

Вот преимущества стеклопластиковых стержней перед стальными.

  1. Они не коррозируют, хотя внутри фундамента эти процессы происходят медленно.
  2. У них низкая тепловая проводимость.
  3. Они не бояться перепадов температур и влажности.
  4. Прочность на растяжение – 1000 МПа. У стальной арматуры этот показатель равен 390 МПа.
  5. Стеклопластиковая арматура в 3,5 раза легче металлической.
  6. Она не проводит электрический ток.

Что касается недостатков, опять же в плане сравнения, то упругость у стеклопластиковой арматуры намного ниже. При нагревании они быстро размягчаются и теряют свои качества.

К тому же арматуру этого вида можно отнести к слабо горючим материалам. Сегодня производят специальные пластиковые прутки, которые по показателям горючести лучше.

Но это все равно не входит ни в какое сравнение с металлическими аналогами.

В строительных канонах еще нет определенных стандартных подходов, на которые можно было бы опираться, отвечая на вопрос, для каких фундаментов можно использовать стеклопластиковую арматуру. Просто из личного опыта строители рекомендуют, что эту разновидность лучше использовать для сборки каркаса под ленточный фундамент, если последний закладывается под небольшие легкие постройки.

Требования к арматуре

При сооружении ленточного фундамента своими руками не стоит экспериментировать. Все давно уже стандартизировано и узаконено. Поэтому армирующий каркас должен изготавливаться из стальной арматуры класса А III. В зависимости от давления здания на фундамент диаметр стержней выбирается из диапазона от 8 до 18 мм.

Инструменты для вязки

 Буквально лет двадцать назад никто и не помышлял об изобретение инструмента для вязки арматуры.

Во все времена использовался обычный крючок, и замены ему не находилось по той простой причине, что это самое простое приспособление, дешевое, которое можно без проблем сделать своими руками.

С помощью крючка можно было связать большое количество стального материала буквально за пару часов. Главное, что требовалось от производителя работ, иметь навык работы с этим инструментом (опыт) и знать несколько способов вязки.

Но требования, увеличить скорость проведения работ, дало толчок для изобретателей, которые стали предлагать различные конструкции крючков. Это механические инструменты и электрические. К первым относится крючок инерционного действия. Это инструмент с ручкой, внутри которой сделаны прорези по спирали.

На самом металлическом крючке сделаны выступы, которые входят в эти прорези. Получается так, что при натягивании ручки на себя, крючок для вязки начинает выходить из нее, вращаясь относительно своей центральной оси.

То есть, получается так, что, вставив крючок в петлю проволоки, и начиная тянуть ручку на себя, инструмент закручивается, тем самым закручивая и проволоку.

 Но лучше всех в этом плане себя показал электрический пистолет. В его конструкции имеется катушка с проволокой (она сменная), из которой последняя подается на специальный рабочий орган. При нажатии кнопки, проволока выходит наружу и сама скручивается под вращательным действием головки инструмента.

Быстрота, высокое качество – вот основные параметры, когда приходится использовать вязальный пистолет для арматуры. Единственный минус этого инструмента – высокая цена. Поэтому когда ставится задача правильной вязки арматуры для ленточного фундамента своими руками, то от способа с пистолетом придется отказаться.

Можно обойтись обычным крючком.

Как и чем гнуть арматуру

Существуют специальные гибочные станки, с помощью которых можно гнуть арматуру. Делается это в одном случае, когда производится армирование углов ленточного фундамента. Но не стоит приобретать оборудование данного типа, если сооружении фундамента проводится своими руками. Есть способы ни чем не хуже станочных, но по простоте производства работ куда проще.

Для этого понадобятся всего лишь две трубы, которые вбиваются в землю с расстоянием между ними в 2 см. Главное, чтобы трубы под воздействием давления от арматуры сами не согнулись. Поэтому закапывать придется минимум на полметра.

Арматурный стержень вставляется между трубами и сгибается вручную относительно одной из них. И чем больше диаметр труб, тем больше радиус изгиба, и наоборот. Для изготовления угловых элементов каркаса это самый простой вариант.

Как правильно вязать арматуру в ленточном фундаменте

Существует большое количество способов соединение элементов армирующего каркаса при помощи вязальной проволоки. Самый простой из них – это сложить отрезок проволоки длиною 25 — 30 см пополам, и обязать ею место перехлеста двух прутков с помощью крючка. Эта схема вязания арматуры настолько проста, что в ней даже разбираться не придется.

Но есть более сложные способы вязки, которым придется учиться. Поэтому вопрос, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, до сих пор актуален.

Ведь хозяин дома старается при минимальных затратах получить максимальный результат. А правильная обвязка арматуры ленточного фундамента – это гарантия высокого качества конечного результата.

Поэтому давайте рассмотрим несколько способов обвязки.

Схемы и приемы вязки

Перед тем как вязать арматуру, надо понимать, что не всегда можно использовать простые схемы вязки. Ведь фундаментные конструкции подвергаются подчас огромным нагрузкам, исчисляемым сотнями тонн. Поэтому и способы крепления надо использовать более сложные.

Посмотрите на фото ниже, где показана одна из схем вязки арматуры. Она отличается от остальных тем, что сложенная вдвое проволока как бы делает двойную петлю, с помощью которых происходит прижим одного прутка к другому.

Таким способом связывать элементы каркаса не совсем удобно, но это эффективная схема, гарантирующая высокую прочность соединения. При этом надо отметить, что в поперечном направлении стержни соединены прочно, а в продольном есть свобода смещения.

Таким способом обычно связывают арматуру в углах фундаментной конструкции.

К простым способам обвязки можно еще отнести и другую технологию

  1. В двойную петлю вставляется один свободный конец проволоки.
  2. Делается два оборота крючком.
  3. Затем вставляется второй конец в петлю.
  4. Делается необходимое количество оборотов для зажима двух прутков.

Армирование углов ленточного фундамента

К армированию в углах надо подходить с особым вниманием, потому что эти участки самые нагружаемые, в них образуются разряжения высокой величины.

Поэтому соединение арматуры в них производится по специальным схемам, в которых часть элементов конструкции в одной траншеи заходит в соседнюю с перехлестом сопряженных концов.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, вот несколько фотографий, на которых обозначены возможные способы соединения двух смежных участков армирующего каркаса.

Обратите внимание, что в этих двух схемах четко определены различия. Если в первой перехлест и соединение двух каркасов происходит за счет продольной арматуры, которую сгибают и направляют в соседнюю траншею, то во второй связка производится Г — образным хомутом, изготовленным из той же арматуры, что и продольные элементы армирующего каркаса.

При этом необходимо понимать, что угловые элементы всегда усиливаются вертикальной и продольной арматурой или специальными П-образными хомутами из стержней, что и вертикальные элементы. Вяжется арматура для фундамента в углах конструкции хомутами или проволокой.

Необходимо обратит внимание и на тот факт, что ближе к углам сооружения шаг установки вертикальных и поперечных прутков уменьшается до половины основного расстояние между ними. Это в первую очередь усиливает конструкцию. Конечно, это материальные затраты, но без дополнительного упрочнения говорить о высокой надежности конструкции не приходится.

На фотографии выше показаны всего лишь две схемы вязки арматурных стержней в углах ленточного фундамента. Их намного больше, и у каждой своя специфика проведения работ, своя точная технология стыковки и вязки.

Заключение по теме

Сооружение ленточного фундамента своими руками – это несколько строительных операций, где одна из важнейших – вязка армирующего каркаса. Насколько важна эта операция, можно понять лишь после того, когда фундамент покроется трещинами.

Здесь несколько причин: неправильно сделали расчет нагрузки со стороны здания, не выдержали точно рецептуру бетонного раствора, неправильно связали армирующий каркас, который под действием нагрузок просто разошелся в теле бетона. Случается это не так часто, потому что сам процесс вязки каркаса для ленточного фундамента достаточно прост.

Но учтите, что стоит отступиться от тех правил и нюансов, о которых говорилось в этой статье, и можно пожинать плоды своего невнимания, а где-то даже расхлябанности.

Источник: https://OsnovaPodDom.ru/vidy-fundamentov/lentochnyj-fundament/pravila-vyazki-armatury

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса  монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Источник: http://GreenSector.ru/stroitelstvo-i-remont/kak-vyazat-armaturu-dlya-nachinayushhikh-sposoby-normy-i-pravila-karkas-pod-fundament.html

Все способы вязки арматуры и технология под ленточный фундамент

Комплекс технических характеристик основания здания напрямую зависит от того, как выполнена вязка арматуры под ленточный фундамент. Это отражается на прочности металлического каркаса, его способности выдерживать нагрузки. В основе правильного осуществления работ закладываются знания вариантов вязки и нюансов.

Способы вязки арматуры и их особенности

Выбрать можно любой, но стоит учитывать при этом габариты будущего строения, а также требования к характеристикам фундамента. Выделяют четыре способа монтажа арматуры:

  1. Собственноручная вязка;
  2. Короткая скрутка;
  3. Нижнее подхватывание;
  4. Одной правой.

Вернуться

Своими руками

Проволока берется в руки и сгибается вдвое. Далее делается изгиб около пальца на 1/3 петли, в которую будет вставляться крючок после накладывания на арматурную конструкцию. Крючок вертится, захватывая проволоку с другой стороны и оттягивая по направлению к себе. Теперь его нужно извлечь, а концы подогнуть или обрезать, если они превышают допустимую длину.

Количество самих витков определяется на практике. Рекомендуется сделать 3-5 оборотов. Если их меньше, обвязка будет держаться слабо, больше – порвется проволочный каркас.

Вернуться

Короткая скрутка

Складываем проволоку пополам, прижима рукой к каркасу и загибая кончики в свою сторону. Потом необходимо вставить крючок, прокрутить, достать и загнуть окончания проволоки.

Этот способ более надежный, чем предыдущий. Главное – делать скрутки как можно короче, а не длиннее. Для этого проволока подгибается перед моментом оборота таким образом, чтобы крючок совершил до 4 вращательных движений.

Вернуться

Нижнее подхватывание

Берется отрезок проволоки и перегибается надвое. Заводить нужно из положения снизу, захватывая петельку при помощи крючка. Остаточный «хвостик» перегибается, принимая вид петли, и скручивается. Подобный вариант вязки прочный и не требует использования особых инструментов.

Вернуться

Одной правой

Наиболее простой метод вязки арматуры, который можно выполнить самостоятельно и без помощников. Крючок продевается в петельку. Производится захватывание крючком второго конца, который находится в руке.

В это же время делается прогиб вниз, пропуская проволоку сквозь крючок. Он вытягивается на себя, делается прокрутка 2-3 раза. Основное преимущество способа в том, что все действия выполняются одной правой рукой, а левая – свободна.

Это можно использовать для фиксации в неподвижном положении арматурного каркаса.

Сводная таблица со всеми способами монтажа арматуры, а также их достоинствами и недостатками.

Способ вязкиПлюсыМинусы
Своими руками Быстрота выполнения, не требует особых навыков Слабая прочность каркаса
Короткая скрутка Экономия материала, надежность Требует больше времени
Нижнее подхватывание Отсутствие необходимости в использовании специальных инструментов, прочность каркаса Подверженность коррозии
Одной правой Самый простой способ, годится для самостоятельного выполнения Малейшая погрешность приведет к деформации основания

Основательно выполненная арматура для ленточного фундамента позволяет выдерживать противостояние нагрузке и деформации. Но даже самые ничтожные погрешности могут стать причиной образования трещин, способствовать разрушению основания или его проседанию.

Вернуться

Вязка по охвату плоскости

Дополнительно выделяют еще два метода вязки арматуры:

  • Плоский. Подразумевает фиксацию прутов в рамках одной плоскостной грани. Обычно она располагается горизонтально.
  • Пространственный. Является наиболее распространенным, позволяет выполнять вязку арматурного каркаса под ленточный фундамент, возводимый на любом типе почвы. Это становится возможным благодаря формированию объемной конструкции, что сможет выдерживать в один момент нагрузки в разных плоскостях благодаря своей многомерности.

Вернуться

Вязки по особенностям фиксации прутов

В зависимости от особенностей выполнения вязки выделяют несколько методов:

  • Проволочный. Лучше всего подходит под арматуру для ленточного фундамента. Проволочные узлы делаются с использованием строительного крючка, шуруповерта либо обычных плоскогубцев. Смонтированный каркас характеризуется пластичностью, способностью выдерживать нагрузки одновременно в нескольких плоскостях и проявлять гибкость.
  • Сварочный. Используется крайне редко, несмотря на легкость выполнения, быстроту монтажных работ и прочее. Сварка придает арматурным прутьям больше жесткости, лишая их способности смещения.
  • Внахлест. Этим способом обычно вяжут плоскую арматуру, под плитную разновидность основания. В таком случае не требуются специальные инструменты, но есть два существенных минуса – способ выполнения работ сложный, а производительности высокой нет.

Существует риск расхождения швов между металлическими прутами из-за воздействия больших нагрузок. Если подобное произойдет, каркас лишится своей целостности и разрушится, а следом за ним и сам фундамент. Чтобы избежать серьезных проблем рекомендуется привлекать к работе квалифицированных строителей.

К минусам его относят неоднородность вязки и возможность смещения узла при неправильном монтаже, а также средний показатель производительности.

Вернуться

Выполнение вязки арматуры

По окончании комплекса подготовительных работ, создания дренажной системы, монтажа гидроизоляции и прокладывания коммуникаций разрешается начинать вязку арматурных прутов. Для ленточного фундамента этот процесс проходит поэтапно.

Сборка арматурного каркаса начинается до монтажа опалубки или в одно время. Каркас вяжется непосредственно в траншее.

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента подразумевает его соответствие техническим нормам и правилам выполнения:

  • шаг сборки арматурного каркаса будет зависеть от размера нагрузки, воздействующей на конструкцию;
  • промежуток между прутами продольными по нормативам должен составлять от 20 до 40 см;
  • поперечная арматура монтируется с шагом, что равняется половине высоты опалубки, но, не превышая 30 см;
  • конструкция устанавливается на ряд кирпичей, толщиной 5 см;
  • верхняя часть арматурного каркаса углубляется по отношению к поверхности основания на 5 и более см;
  • длина прута требуется соразмерная обвязываемой стороне с показателем от 60 см;
  • рекомендуемый диаметр проволоки для армирования составляет 0,8-1,4 см.
  • стержни гнутся таким образом, чтобы все концы были заглублены в стену на 40 см и более;
  • угловые пруты фиксируются в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
  • в углах промежуток между фиксирующими хомутами делается в 2 раза меньше, чем на прямых отрезках арматуры.

Упрощает процесс и способствует его ускорению использование шуруповерта. Для этого необходим специальный винтообразный крючок, который будет вставляться в патрон. Вращаясь умеренными оборотами, механизм будет выполнять сборку каркаса при помощи проволоки. Важнее всего – уделить внимание углам, что будут выдерживать большую часть нагрузок.

Пошаговая инструкция выполнения работ:

  1. Делается схема арматурного каркаса и выбирается способ его вязки.
  2. Проводится подготовительный этап, включающий доскональный осмотр составных частей конструкции. По необходимости стержни зачищаются при помощи металлической щетки от излишков грязи – их поверхность должна быть чистой. Слегка изогнутые или деформированные пруты или проволока корректируются молотком.
  3. В грунт вколачиваются опорные арматурные стержни вдоль периметра и по углам. Их вертикальность регулируется при помощи отвесов.
  4. Дно выкладывается кирпичами (но не силикатными), бутовым камнем или пластиковыми опорами, оставляя зазор, чтобы бетонная подушка хорошо легла. Промежуток между кирпичами не должен способствовать провисанию каркаса.
  5. Поверх кирпичной прослойки начинают укладываться арматурные стержни первой продольной плоскости. В угловой части их загибают на соседнюю грань поверхности на 25-30 см.
  6. Если арматура устанавливается в вертикальном положении или составляет больше 3 м в высоту, для проведения строительных работ возводят специальные подмостки или подготавливают леса. Тогда стержни готовят к вязке, производят строповку и подачу материала на необходимый участок, разравнивают пруты согласно схеме и начинают их перевязку.
  7. Для выполнения проволочной вязки готовятся отрезки проволоки длиной до 30 см под каждый узел.
  8. Отрезок складывается вдвое, оборачивается по диагонали около участка скрещивания прутов.
  9. Специальный крючок протягивается в петельку, которая сформировалась на другом конце.
  10. Оставшийся проволочный «хвостик» протаскивается в петельку крючком.
  11. Крючок остается в петле и прокручивается справа налево до момента достаточной фиксации. Обороты желательно делать аккуратно, чтобы проволока не оборвалась в результате многократного перекручивания.
  12. Стержни соединяются друг с другом и с опорой.
  13. Выполняется проверка горизонтальности с помощью отвесов.
  14. Если используются гладкие арматурные стержни, перед их вязкой стоит учесть, что процесс будет более трудоемким из-за частого отгибания крюков в момент фиксации и прокручивания. Облегчить работу можно с помощью вязального пистолета, но это повлечет дополнительные расходы.
  15. На опорную часть монтируется верхняя продольная грань арматуры, которая крепится вертикальными, горизонтальными стержнями поперек. Размер ячеек и расстояния между стержнями должно составлять 15-40 см. Если используется гладкие пруты, они подгибаются для надежности и износостойкости каркаса.

Способ вязки арматуры для фундамента можно выбрать любой, ознакомившись с его особенностями, плюсами и минусами. Прочность основания и его способность выдерживать нагрузки при этом будет зависеть от правильности исполнения работ и их соответствия инструкции.

Источник: http://dachaorg.ru/sposobi-vyazki-armaturi-pod-lent-fundament.php

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.